Считается, что только режиссеры (и, более того, лишь единицы из них) «создают вселенную», творят новый киноязык, а зачастую даже диктуют новую повестку для всему национальному или мировому искусству. В конечном счете, актеры, мол, лишь исполнители их воли... Чтобы раз и навсегда опровергнуть эту банальность, достаточно двадцать минут посмотреть на Мерил Стрип или Джека Николсона на экране. Все сразу станет понятно — и масштаб дарований, и масштаб личностей. Каждый из названных здесь людей посчитал за честь прилететь в Москву, чтобы получить почетный приз Московского кинофестиваля, вручаемый с формулировкой «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского».
Рискнем предположить, что первая часть формулировки этим людям была не так важна: с «покорением вершин» их многократно и заслуженно поздравляли на сценах всех крупнейших фестивалей мира. Они полетели в Москву «за Станиславским», и каждый из лауреатов с волнением подчеркивал это в ответной речи со сцены. Почти каждый из них говорил и говорит о том, в чем он считает, а в чем не считает себя последователем школы Станиславского.
Мы рассуждаем о том, что именно является нашим национальным достоянием, но не всегда помним, что весь кинематограф мира каждую минуту говорит о Станиславском, спорит о нем, а значит, живет им. «Сегодня я говорил по телефону с Шоном Пенном. Мне показалось любопытным, что меня нет среди актеров — сторонников метода Станиславского, список которых недавно опубликовали в одной статье, и я сказал ему об этом. И добавил: «Мне до сих пор удается их дурачить!» Я считаю это достижением. Потому что, по-моему, в актерском мире нет почти никого, кто лучше понимал бы метод Станиславского и больше руководствовался им в работе, чем я. Странно, что никто этого не замечает». Обычный день и обычный телефонный разговор Джека Николсона, о котором актер поведал журналу Esquire.