Главная героиня фильма «Без предварительной договоренности» – Ясмин. Когда ей было шесть лет, как сейчас её сыну, семья иммигрировала в Берлин. Теперь героиня вынуждена вернуться в Иран из-за смерти отца. Сын страдает аутизмом, и это сильно осложняет поездку. Приехав в Иран, Ясмин, которая почти не знала своего отца, с удивлением обнаруживает, что всё наследство он оставил ей. Короткое и нежеланное пребывание в родном городе отца и встречи с теми, кто его знал, заставляют её по-новому осмыслить такие понятия, как жизнь, смерть и человеческая сущность. В пресс-конференции принял участие режиссер Бехруз Шоайби.
Бехруз Шоайби: «Когда я делал этот фильм, я говорил своим друзьям и соратникам, что для меня очень важно, как молодежь будет понимать этот мир, когда достигнет возраста своих бабушек и дедушек. Россия, как и Иран, – страна с большим и богатым историческим прошлым. И для нас очень важно, чтобы нынешнее поколение понимало предыдущее и наследие прошлого не исчезало. На мой взгляд, одна из задач искусства кино – напоминать о прошлом и делать все, чтобы оно не оказалось в забвении. Когда знакомые спрашивают, почему я так интересуюсь прошлым, я в шутку отвечаю, что начал этим интересоваться, когда в моей бороде появились седые волосы. В нашей картине показан путь человека не из одной географической точки к другой, это путь души, возврат человека к своим истинным нравственным ценностям».
В документальной картине «Кого люблю…» двое гастарбайтеров приехали в Финляндию за лёгкими деньгами. Цель Миши, рабочего из маленького украинского городка Конотоп, – заработать на квартиры, чтобы сдавать их и больше не работать. Полковнику советской армии из Литвы Сергею Фёдоровичу нужно привести в порядок свою гордость – land rover, да и приключений на пенсии тоже хочется. Вот только попали они не совсем удачно – на летнюю усадьбу эмигрантов 1918 года из Санкт-Петербурга. Миссия Мартти – восстановление строений усадьбы и тем самым воскрешение памяти о своем дедушке. Молодая дочь Мартти Анна решает снимать об этом фильм.
В пресс-конференции приняли участие режиссер Анна Бергер, продюсер Карина Шарафутдинова и герой фильма Мартти Бергер.
Анна Бергер: «Идея фильма пришла, когда я была в Финляндии во время пандемии и по учебе в Москве мне нужно было что-то снять. А у меня никого из однокурсников рядом нет, то есть съемочная группа могла состоять только из одного человека. Так что я выбрала сюжет, который могла реализовать сама. К тому же, тема традиций всегда для меня была очень важна. Гастарбайтеров я заранее не знала. Увидела их, когда они уже пришли работать. И я подумала, что они подходящие типажи. Особенно Миша, тяжелая судьба привела его к цинизму, которым он даже гордится. У главного героя при этом утопические взгляды, ностальгия по миру, которого уже нет и никогда не будет, по поводу людей, с которыми он потерял связь. Так наш фильм получился о конфликте между поколениями, между старым мировоззрением и новым».
Мартти Бергер: «Я концентрировался не на творческой работе Анны, а наблюдал за реставрацией этой избушки. Только когда все было готово или почти готово, я стал думать про фильм. И по прошествии времени я понял, что в этом фильме очень много разных слоев – человеческих, социальных, исторических. Здесь представлены не только утопические взгляды, но и интерес восстановления старых принципов архитектуры, которые не уважают современные рабочие и строители».
Карина Шарафутдинова: «У Анны очень тонкий режиссерский подход, в том числе и в музыкальном сопровождении картины. Композитора как такового тут нет, ничего для фильма специально не писалось. Вся музыка в картине внутрикадровая, и это одно из талантливых решений режиссера этой картины».
Главный герой фильма «Ульи» – Луис. После тридцати лет службы в муниципалитете новый мэр увольняет Луиса. Ему уже шестьдесят, и он решает вернуться в родной город, где 25 лет назад террористы убили крестьян и его родителей. Он решает возродить пчеловодство, которому с детства его учил отец, и таким образом находит, чему посвятить свою дальнейшую жизнь. В пресс-конференции принял участие режиссер Луис Басурито.
Луис Басурито: «Этот фильм связан непосредственно со мной. Я родился в перуанских Андах, примерно в восьми часах езды от Лимы, в одном из мест, которые больше всего пострадали от вооруженного конфликта в нашей стране в 1980-1990е годы. Этот жестокий конфликт в свое время унес жизни многих людей – они погибли и от рук государства, и от рук самих террористов «Сияющий путь». И, конечно, на меня лично эти события очень сильно повлияли, так что главный герой соткан из того, что видел и знал непосредственно я сам. Во многих деревнях этого региона людей убивали и даже не находили их тела, человеческая жизнь ничего там не стоила, поэтому люди вынуждены были уезжать из деревень в города, чтобы как-то спасти свою жизнь».
Главный герой фильма F20 Олег – парень с окраины Питера. Он занимается боксом и работает вместе со своим другом Лёхой в автомастерской на Канонерском острове. Олег строит планы на будущее и копит на кругосветное путешествие, пока очередная тренировка не разделяет его жизнь на «до» и «после».
В пресс-конференции приняли участие режиссер Арсений Герасимов, генеральный продюсер Роман Свиридов, продюсер, художник по костюмам Софья Федорова, исполнительный продюсер Никита Брагин, соавтор сценария Юрий Клавдиев, актеры Павел Давыдов и Никита Павленко.
Арсений Герасимов: «Началом для работы над фильмом в некотором смысле послужила история из моего города – про молодого, физически одаренного спортсмена, который был призером мира по греко-римской борьбе. Он начал употреблять наркотики, в том числе героин, о чем узнал его друг и избил его. Спортсмен пообещал, что он больше не притронется к наркотикам, в итоге укололся, ему стало стыдно перед другом, он написал записку и повесился. А дальше история для фильма эволиционировала».
Юрий Клавдиев: «В свое время я преподавал в Санкт-Петербургской школе нового кино, и Арсений был моим учеником на сценарном факультете. Однажды он пришел ко мне с синопсисом этой идеи – буквально на 3-4 предложения – и хотел сделать короткометражку. Я сказал, идея хорошая и на короткометражку ее тратить жалко, давай попробуем сделать полный метр».
Роман Свиридов: «Причиной успешного поиска денег служило желание Арсения снимать кино, и это позволило реализовать фильм за скромный бюджет и без государственных денег».
Никита Брагин: «Финансирование было полностью частное – мы искали по знакомым, друзьям, использовали связи. Так что если задаться целью снять независимый фильм, то это можно сделать. На съемках было полное погружение – Павел Давыдов несколько дней проживал в центре реабилитации наркозависимых. Ребята там были максимально открытые. Мы поняли, что на первых этапах пребывания там люди еще не готовы делиться, а те, кто там находится дольше – 3-6 месяцев, некоторые даже год или два, – достаточно открыто говорят, и, мне кажется, это им даже помогает».
Павел Давыдов: «У каждого, наверное, есть какие-то детские травмы, которые вытекают из традиционного воспитания, свои паттерны, которые уже во взрослом возрасте вызывают ужасы, комплексы. И для роли это надо было доставать их и просто подгонять в условия окружающего мира наркозависимого. Наркозависимых людей, к сожалению, очень много. Особенно из тех мест, где родился я. Это абсолютная периферия, и они были рядом – соседи, кто-то из друзей. Специально я ни к кому не обращался, просто вспомнил и подгонял под рамки».
Никита Павленко: «Я полностью доверился режиссеру, приехал в Санкт-Петербург, и мы сразу же пошли гулять на Канонерский остров. И когда ты там видишь эти кеды, висят на проводах, понимаешь, что начинается зона наркоманов. И начинаешь по кирпичикам, по ощущениям набирать материал для роли. Я получил огромное удовольствие, снимаясь в этом фильме, подъем опыта. Мы делали то, что нас волнует, и это было здорово».
Фильм «Горящий лед» рассказывает о том, как после подачи заявки на проведение зимних Олимпийских игр в Пекине хоккей на льду стал приобретать всё большую популярность в стране, постепенно переходя на профессиональную основу. Герои фильма – три девятилетних нападающих пекинской юношеской любительской хоккейной команды – мечтают стать профессионалами. Пока они всецело отдают себя тренировкам, их родители стоят перед непростым выбором: поддержать своих детей в стремлении стать профессиональными спортсменами или заставить их забыть о своей мечте. В пресс-конференции принял онлайн-участие режиссер Лю Ханьсян.
Лю Ханьсян: «Я сам из Пекина и пять лет назад узнал, что создан юношеский клуб хоккея в Пекине. Мне было интересно узнать, как там все проходит, какое будущее у этого клуба, почему эти ребята интересуются хоккеем. К тому времени у меня уже был 10-летний опыт документальных съемок около 10 лет, и меня привлекло, что именно дети играют в хоккей. Но я снимал кино не о том, как китайское государство растит хоккейных игроков, а о том, как семья растит игроков. У них могут быть разные цели – кто-то хочет стать профессиональным игроком, прославиться, добиться успеха, улучшить свои условия. Но если говорить про детей, которых я снимал, то у них семьи ставят задачу развития ребенка, чтобы он занимался тем, что ему нравится, они это делают не ради медалей. Также я хотел показать, как три поколения семьи относятся к мечте ребенка и как их отношение постепенно меняется. Конечно, хоккей сейчас в Китае находится на стадии развития, и он не может сравниться по уровню с такой мировой величиной, как Россия».
В фильме «Голубоглазый японец» две сестры воссоединяются спустя 42 года, чтобы раскрыть невероятную историю своего отца. Виктор Старухин, молодой русский беженец, обладавший броском убойной силы, сумел пережить нищету, ксенофобию и Вторую мировую войну и стать японской суперзвездой бейсбола.
В пресс-конференции приняли участие режиссер Чавдар Георгиев (онлайн), продюсер Анна Шалашина и один из героев Олег Старухин.
Чавдар Георгиев: «Мы семь лет вместе работали над этим фильмом, на идею которого мы вышли через одного из наших продюсеров Андрея Климова, который всегда находит уникальные истории с русской изюминкой. При этом мне всегда попадаются проекты, которые на первый взгляд выглядят неосуществимыми: нужно было найти людей, которые знали Старухина, убедить его дочерей принять участие в нашей картине, причем у старшей даже не было паспорта для того, чтобы выехать за границу, и я лично водил ее в консульство. Наташу было найти легко, так как она достаточно известный человек в Японии. У нас был японский линейный продюсер. Она очень вежливый человек – не из Токио, из провинции, – и много кланяется людям так, что многие для нас сделали то, что никогда бы не сделали для меня или для Ани. Так мы потихоньку вышли на всех, в том числе на бейсбольный музей и ведущих японских игроков. Вторая часть процесса – выкопать все архивы и решить вопрос, как войти во внутренний мир человека, который уже не с нами. И поэтому мы остановились на анимации, визуально выполненной в стиле бейсбольных карточек 1930-1940 годов. Первоначально мы думали, что Наташа и Лиз смогут полностью рассказать историю, но потом мы поняли, что она затрагивает Америку, Японию, Россию, и везде открывается новая грань Виктора. Так мы вышли на Олега, от которого мы узнали очень много интересного. Меня поразило, как Олег философски смотрит на своих родственников в Японии. Их семья до фильма 100 лет не встречалась – и для нас, киношников, это уникальный момент. В целом, я думаю, что это достаточно гуманистическая картина, которая сегодня одинаково резонирует и в Японии, и в России, где нужно учиться помнить свою историю. В Японии, например, было четыре фильма Старухина, и везде его показывали как позитивного героя, спортсмена, но очень мало было о том, что он пережил от японцев, хотя среди них у него были очень хорошие друзья. Так что это очень важный фильм, который нужно посмотреть, чтобы осознать свою историю».
Олег Старухин: «Мы все были просто в шоке от того, что на нас вышла съемочная группа, и до сих пор не можем в себя прийти. Семья распалась – это большое горе. И фильм позволил ей снова соединиться, за что огромное спасибо. Мои прабабушки старались ничего не говорить о тех сложных временах, считали, что та семья погибла полностью в гражданскую войну. Мои отец и дед выросли и жили в Тагиле и никогда даже не упоминали эту историю».
Анна Шалашина: «Наша компания подключилась к проекту с первых дней, когда Андрей Климов только принес нам эту идею. Была длительная подготовка, несколько этапов съемок, длительный монтаж и пять лет, когда мы пытались найти партнеров и деньги, чтобы доделать кино. В России судьба картины так или иначе сложится. После ММКФ у нас еще два фестиваля в России, также картина продана на канал «ТВ-3» и платформу Premier, но дату релиза пока сказать не можем. Хотели бы международную премьеру в Азии, в Америке, и работаем над этим – надеемся, что будут новости».