31 августа 2022 года в рамках 44-го Московского Международного кинофестиваля состоялись пресс-конференции по фильмам «Усекновение» (основной конкурс), «Посетитель» (основной конкурс), «Молодость» (основной конкурс), «Рок-баритон» (конкурс документального кино), «Белая ночь» (конкурс документального кино), а также пресс-конференция жюри конкурса короткометражного кино.
В фильме «Усекновение» представлен портрет одной семьи и Йована, самого младшего ее члена, который считается изгоем. Действие происходит в один день и в одном месте – когда семейство отмечает усекновение главы Святого Иоанна Крестителя. Родители Йована скрывают от сына и своих гостей, что разводятся, а Йован скрывает от них, что употребляет наркотики, надеясь, что инопланетяне спасут его от безнадежного и бессмысленного существования на Земле. В пресс-конференции принял участие режиссер Синиша Цветич.
Синиша Цветич: «В XXI веке, наверное, сложно говорить о силе веры – скорее всего, она стала слабее. В фильме мне хотелось сделать акцент на отношениях между людьми, рассказать, что мы можем верить друг в друга, а не только во внешние силы. Кроме того, этот фильм о том, как можно преодолеть чувство безнадежности и как наш сербский народ продолжает искать свою идентичность в мире, где такие поиски затруднены и в географическим, и в моральном плане. Главные роли в картине, в основном, исполнили театральные актеры, не очень известные кинозрителям, и это помогло создать реалистичную семью – так, чтобы было ощущение, будто на экране обычные люди, а не актеры. Хотя исполнитель роли Йована – Павле Менсур – это восходящая звезда сербского кино, он уже сыграл в нескольких сериалах, «Усекновение» – его дебютный полный метр».
Главный герой фильма «Посетитель» – Умберто, который после выхода из тюрьмы скромно зарабатывает пением на поминках. Его самое большое желание – восстановить прерванные отношения с дочерью и обеспечить ей достойную жизнь, но бабушка и дедушка ребенка, богатые евангелические священники, не намерены отказываться от опеки над единственной внучкой. В пресс-конференции приняли участие режиссер Мартин Булок и продюсер Андреа Кампоново.
Мартин Булок: «Это первый боливийский фильм, который представлен на Московском кинофестивале, так что это огромное достижение не только для нас самих, но и для нашей страны. В Латинской Америке присутствует феномен евангелистских церквей, которые стали распространяться и завоевывать территории с 1970 годов, и для меня было важно это отразить. В данном фильме присутствует несколько тем. Одна из них отражает напряжение между людьми, связанное с тем, что есть подчинение и субординация. Есть люди, которые доминируют, и люди, над которыми доминируют. И это выражается не только в отношениях между отцами и детьми, но и между пасторами и их паствой. И это напряжение выражается в таком подчинении, что возникают вопросы: «Всегда ли это хорошо? Должно ли быть так? Нужно ли это или приносит вред?»
Андреа Кампоново: «Это первое совместное производство Боливии с Уругваем. Наш фильм еще не был показан в Латинской Америке, премьера намечена на январь. Это очень важный фильм, так как мы смогли получить на него государственное финансирование. В Боливии нет специальных фондов для поддержки и развития кино, так что ничего подобного не могло произойти раньше. Но в тот момент, когда мы готовились к съемкам, появился единственный государственный фонд, который, к сожалению, после путча не смог продолжить свое существование. Но за год, когда он был в Боливии, мы успели снять 14 фильмов, причем три из них получили более 50 премий на международных кинофестивалях. Так что участие в международных смотрах для нас очень важно, в том числе для того, чтобы показать правительству, насколько нам необходима государственная поддержка».
Фильм «Молодость» – это история о 40-летнем Василии, который уже более 20 лет пытается найти счастье в большом городе. Вернувшись домой в деревню, он понимает, что его уже никто не ждет и он уже никому не нужен.
В пресс-конференции приняли участие режиссер Дмитрий Давыдов, актер Альберт Алексеев, оператор Николай Петров.
Дмитрий Давыдов: «Фильм «Молодость» – вроде бы, простая история, в какой-то мере про меня, моих ровесников, друзей, одноклассников. Мне стала интересна тема потерянного мужика, который в 40 лет еще не знает, что он хочет по жизни. Такой Иванушка-дурачок, каких я много встречал. Фильм мы снимали в прошлом году, в январе, когда у нас обычно теплеет. А в то время был аномальный холод и температура в какие-то дни под -65, и нам пришлось снимать в таких условиях. Съемочный процесс занял две недели. Исполнитель главной роли Альберт Алексеев – актер Саха Театра. Для Николая Петрова это дебют в полном метре».
Николай Петров: «Когда Дима мне предложил стать оператором, я, не задумываясь, сказал «да». Когда он рассказал идею, я в принципе представлял, как мы будем снимать. Именно этот фильм выделяется тем, что он был снят в лютый мороз. Даже у нас мало кто может похвастаться тем, что работал в -60. У нас было две камеры, каждая работала минут 5-10. Когда одна замерзала, мы заносили ее в теплый уазик с двумя печками, и перед тем, как снять кадр, минут 10-15 обсуждали, как будем снимать, чтобы лишний раз не морозить камеру».
Альберт Алексеев: «Действительно, в -60 было очень холодно. Мне дали осенние туфли, демисезонную кожаную куртку и вязаный свитер. И снимали очень долго. Я там чуть не умер, можно сказать, так что вся моя боль, все мои страдания в фильме – настоящие. Я большой поклонник Димы Давыдова. Сначала я видел его на якутском фестивале, где он показывал «Костер на ветру», и это меня так поразило, что я хотел работать с ним в любом амплуа. И вот я читаю сценарий, и персонаж какой-то не такой. Прочитал еще раз – подумал, что это похоже на фильм Земекиса «Изгой», и в то же время на «Джокера» Тодда Филлипса. В итоге я сделал собирательный образ человека, который не хочет взрослеть, с синдромом Питера Пена. Я хотел сделать его таким большим ребенком, наивным, как будто попал в совершенно другой мир».
В пресс-конференции жюри конкурса короткометражного кино приняли участие франко-итальянский режиссер и продюсер Мишель Дзампино, российская актриса театра и кино Александра Ребенок и независимый кинематографист из Мумбая Кулдип Патель.
Мишель Дзампино: «Сильная сторона короткометражного кино – возможность автора за очень короткое время сконцентрироваться на конкретном отрезке жизни героя. Это очень амбициозный формат. Однако порой невозможно рассказать историю коротко, и мне как зрителю короткометражного кино часто хотелось узнать больше о герое. Именно поэтому часто бывают случаи, когда короткометражные фильмы превращаются в полнометражные».
Кулдип Патель: «В короткометражном кино у авторов больше свободы выражения – они могут высказываться на острые политические или культурные темы. К тому же, такие фильмы финансово менее затратны, чем полный метр. В то же время короткометражное кино оставляет меньше места для ошибок, и, конечно, продавать такие фильмы гораздо сложнее, так как коммерчески они не так успешны, как привычный полнометражный формат».
Александра Ребенок: «Короткий метр – это то, с чего началась моя жизнь в кино, до этого я работала только в театре. Так что короткий метр – это всегда шанс, возможность. Слабое звено такого формата – возможность художественного высказывания. В нем сложно художественно выпендриться, найти какие-то оригинальные ходы, чтобы нагрузить сам сюжет еще и художественным решением. Я второй раз в жюри конкурса короткометражного кино, и всегда судила фильм так: если мне хочется увидеть полный метр этого режиссера, то это хороший короткий метр».
Фильм «Рок-баритон» рассказывает о том, как на пике артистической карьеры Евгения Никитина разразился скандал. Тем не менее певец стремится к достижению своих целей – успеху и оправданию, сохраняя верность двум главным страстям в своей жизни – опере и тяжелому року.
В пресс-конференции приняли участие продюсеры Станислав Ершов и Олег Березин. Также видеообращение записал режиссер Бертран Норман.
Бертран Норман: «Когда я познакомился с Евгением Никитиным в 2011 году и он рассказал о своей жизни, я понял, что нельзя упустить шанс снять фильм о нем. В течение нескольких лет я следил за ним более-менее регулярно. Причем в фильме я постарался оставлять материал открытым, чтобы зритель сам смог интерпретировать увиденное».
Станислав Ершов: «Женя должен был быть с нами, но чуть более недели назад он оказался в реанимации одной из петербургских клиник. К счастью, все обошлось, он жив-здоров, но последует длительный перерыв в его оперной карьере – примерно полгода. А история началась так. В конце 1990-х у меня было две мечты – классический музыкальный театр и парусный спорт, и я поехал в Петербург. И одним из первых проектов, к которым я был причастен, – это академия Мариинского театра, которую мы делали с Ларисой Гергиевой. Тогда я Женю и встретил. Он уже производил своеобразное впечатление, и его вокальные возможности поражали. Вместе с тем его многоплановость и абсолютно несовместимые музыкальные истории мне были не так известны. И потом случайно в каком-то пабе я его увидел за барабанами, и дальше уже понеслась история. Тема фестиваля в Байройте для него больная, он же не просто баритон, а именно вагнеровский баритон, и для него попадание на этот фестиваль, как для киношника, – взять «Оскар». Очень бы хотелось, чтобы там фильм увидели».
Олег Березин: «В плане проката картины для нас важно внимание журналистов, потому что зритель сегодня ничего сам не выбирает, он пользуется рекомендациями. Фильм выходит в кинотеатрах 20 сентября. Половина зрителей вообще удивится, что в кинотеатрах что-то выходит. Есть еще нюанс: мы понимаем, что аудитория этого фильма не тинейджерская, он выходит с рейтингом 18+, поэтому мы рассчитываем на взрослую аудиторию, которая, к сожалению, все реже ходит в кино. Прокат будет непростой, мы будем работать с каждым кинотеатром и целевой зрительской аудитории. С точки зрения проката мы сейчас переживаем большую трансформацию. Есть обилие контента разного качества, кто-то мечтает вернуть Голливуд и думает про параллельный импорт. Понятно, что без массового проката невозможно существовать авторскому кино и арт-прокату. Если не будет мультиплексов, рассчитанных на разных зрителей, наше кино не будет продаваться. А для того, чтобы большие кинотеатры существовали, нужно большое русское кино. Это может быть «Холоп», «Легенда №17», «Движение вверх», и тогда на этом фоне может работать прокат авторского кино, детского, документального».
В фильме «Белая ночь» рассказывается о том, как в 1982 году произошло извержение вулкана Чичонал, похоронившее множество городов, включая поселение Зоке в Эскипулас-Гуаябал. Спустя годы обитатели нового Гуаябала восстанавливают свою жизнь, в то время как вулкан и погребенный город скрываются в подлеске. У Тринидада, поэта, родившегося в день извержения, появляются видения, слухи о которых быстро распространяются по его общине, вызывая у людей желание заняться раскопками своего старого города.
В пресс-конференции приняла участие режиссер Таня Химена.
Таня Химена: «Идея фильма возникла семь лет назад, когда мы приехали с исследованием вулкана Чичонал и извержения, которое произошло в 1982 году. Я приехала туда с группой исследователей-вулканологов, одним из которых был русский Юрий Таран, которому сейчас около 80 лет. И когда я узнала историю вулкана, его извержения и местного сообщества, то поняла, что ее нельзя не рассказать. Даже в Мексике мало кто знает об этой истории и этом немногочисленном племени. Наш фильм, безусловно, документальный, все события в нем реальны. В то же время в него добавлены сны, танцы. Художественная часть основана на Тринидаде – его стихи не только читаются в фильме, но и визуализируются. Нам было важно показать космогонию племени не только изображением, но и звуком, над чем мы тщательно работали. Я много лет изучаю визуальное искусство, и поэтому неслучайно выбрала такой гибрид документального и игрового кино».